Счетчик посещений

Сегодня5
Вчера143
На этой неделе410
В этом месяце3485
Всего121291

Информация о посетителе

  • Ваш IP : 23.20.214.5
  • Браузер: unknown
  • Версия браузера unknown
  • Операционная система unknown

Кто сейчас на сайте

1
Онлайн

29.06.2017 02:42
Разработано CoalaWeb

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Психологическое здоровье ребенка

 

Мы живем в эпоху кризисов и социальных проблем. Военные и политические конфликты, техногенные катастрофы, увеличение количества тяжких преступлений и террористических актов, экономические трудности и многие другие жизненные проблемы оказывают огромное воздействие на психологическое здоровье человека и общества в целом.

Можно ли помочь человеку уже с детства найти опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье.

В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Так выросла заболеваемость детей по всем видам болезней, 75 % подростков страдают хроническими заболеваниями. Известно, что 30-40 % хронических заболеваний имеют психогенную основу. Увеличивается количество детей с диагнозом «умственная отсталость» и задержкой психического развития. Да, наши дети с момента рождения наблюдаются у врача, при любых тревожных симптомах родители могут обращаться к соответствующим специалистам – медикам. Душевное же здоровье детей труднее поддается оценке, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, нередко оно остается за гранью внимания и забот взрослых.

Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие. Все чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей.

Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Необходимо, чтобы родители и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать школьная психологическая служба. Однако психологическое обеспечение школьного обучения, применение программ сохранения психологического здоровья пока не стало в наших школах неотъемлемой частью учебного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

Психологическое здоровье подразумевает и содержит такое важнейшее свойство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость человека, т. е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Еще одно ключевое для описания психологического здоровья слово – гармония. Это ни что иное, как баланс между различными частями «Я» человека, между физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами.

Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также способностью сочетать согласие с самим собой и активную позицию в жизни.

На основании представленного анализа можно сформулировать определение психологического здоровья как динамической совокупности психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка важно знать и учитывать полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, то есть все возрастные периоды его общего развития. Ключевым критерием психологического здоровья становится адаптация ребенка к социуму.

Уровни психологического здоровья

1. Креативный уровень. Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптируются к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессов и активным творческим потенциалом. Это образ ребенка – творца, выражающий высший уровень психологического здоровья.

2. Адаптивный уровень. Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в занятиях с психологом. Это группа относительного риска.

3. Низший уровень. К нему относятся дети с нарушениями, то есть неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими. У этих детей проявляются нарушения поведения, конфликты со сверстниками, домашние капризы, либо неуверенность в собственных силах, одиночество, стойкий эмоциональный дискомфорт, соматические нарушения.

Таким образом, психологическое здоровье ребенка является не менее важным, чем его физическое здоровье.

Поэтому, если взрослые (мамы, папы, педагоги и пр.) замечают какие – либо проблемы в состоянии психологического здоровья ребенка, следует своевременно обратиться за помощью к психологу. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь детям и подросткам. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второго уровня необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, то предпочтительно проводить групповую работу. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Таким образом, основой полноценного развития ребенка является его психологическое здоровье. Заботиться о психологическом здоровье детей нужно с самого их рождения, пополняя свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения и более продуктивной организации воспитательной и учебной работы.

Литература

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1998.

2. Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств. – М.: Генезис, 2007.

3. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

4. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

5. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

6. Рахматшаева В. А. Грамматика общения (Школа для родителей). – М., «Семья и школа», 1995.

7. Холмогорова А. Б. Гаранян Н. Г. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Московский психотерапевтический журнал. 1994 год № 2.

8. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.

 

 

 

 

Лента новостей

Не указан URL ленты новостей.

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент образования Вологодской области

Образовательный портал Вологодской области

Сайт поддержки ГИА в Вологодской области

Официальный интернет-портал правовой информации

Независимая оценка качества